Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Содержание (быстрый переход)
Александр Башлачев родился в городе Череповце Вологодской области 27 мая 1960 г.
Его родители были довольно обеспеченными, интеллигентными людьми: отец работал начальником цеха, а до этого строил металлургические заводы в Индии, Иране, Пакистане, Алжире; мать преподавала химию в политехническом институте.
Фотоколлаж «Детство Башлачева»
Хорошая зарплата позволяла им нанимать для Саши няню, иметь личный автомобиль «Волга». Кстати, один из его сокурсников вспоминал, что башлачев приехал поступать в УрГУ в джинсах стоимостью в две зарплаты советского инженера. Однако это не сделало Сашу классическим «золотым» мальчиком, напротив, как говорила его учительница, он был с детства типичным диссидентом. Умным, начитанным, талантливым, но при этом диссидентом. Из «золотого» у него был только вставной передний зуб, который он выбил в 12 лет.
Золотой зуб Саши - его визитная карточка
Его классный руководитель Роза Молоткова рассказывала, что благодаря Саше ее класс начал выпускать альманах, где ребята весьма интересно писали о школьной жизни, и именно Башлачев руководил всей редакцией: оценивал материалы, правил тексты. Он сам писал стихи, а с 6 класса - прозу. К нему тянулись другие дети.
Саша в юности
Но эти произведения потом так и не нашли, говорят, что Саша их уничтожил. Он много читал, причем серьезные философские книги, в седьмом классе решил стать журналистом. Например, его встреча с творчеством Монтеня навела его на мысль о том, что нравственность человека заключается в его независимости! Саша мечтал поступить на журфак в ленинградский вуз. Но провалился и пошел работать на Череповецкий металлургический завод.
Спустя годы он напишет:
"Очень я тоскую по Череповцу, хотя уже вроде смирился с мыслью, что ещё два месяца не суждено мне сойти, слегка пошатываясь от счастья, огромного, как вся наша необъятная Родина, на родном вокзале. Так хочется увидеть всех, ужасно. Хочется поцеловать мартеновскую печь, задохнуться тем самым дымом Отечества, куча всяких дел постоянно, скучать приходится редко".
Спустя год Башлачев поступает на журфак УрГУ.
Свободолюбивая молодежь УрГУ остро реагирует на духовную несвободу во времена застоя, в общежитии слушают «Голос Америки», «Би-Би-Си», передачи Севы Новгородцева, Pink floyd", «Led Zeppelin».
Башлачев с гитарой
Невозможность открыто говорить то, что думаешь, отражается в поэзии Башлачева:
...Кричать! Куда там... Не хватает голоса.
Нелепо и ужасно тяжело
Себя за коротко постриженные волосы
Тянуть из вязких и гнилых болот
К тому же им читали лекции преподаватели, которые были членами научных академий Европы, имели за спиной многолетние сроки в ГУЛАГе вкупе с запретом на преподавание в Москве и Ленинграде. И это тоже способствовало атмосфере свободомыслия и вольнолюбия.
Башлачев активно принимает участие в студенческой жизни, пишет тексты для студтеатра. Кстати, до 1981 года никто не считал, что Башлачев хорошо играет на гитаре, но он стал брать уроки у своего сокурсника и вскоре для многих было откровением увидеть, как Башлач (его прозвище в вузе) блестяще исполняет песни под собственный аккомпанемент.
Башлачев
Диплом он написал на тему «Музыкальная критика на страницах газеты Германской коммунистической партии «Unsere Zeit», изучив при этом огромное количество материалов на немецком.
С этого момента он начинает искать свой путь в рок-музыке.
В 1983 году Саша возвращается в Череповец, начинает работать в газете «Коммунист» (теперь она называется «Речь»), писать о молодежи, вести рубрику «Семь нот в блокнот», и его газетный стиль резко отличается от привычного - его читает молодое поколение.
Статья Башлачева в газете «Коммунист»
В этом время Башлачев создает «Грибоедовский вальс», «Поезд №193», «Хозяйка», затем, в 1984, написаны «Влажный блеск наших глаз», «Время колокольчиков», «Подвиг разведчика», «Слёт-симпозиум», «Зимняя сказка», «Лихо», «Некому берёзу заломати» и другие. В принципе, все самые яркие его произведения написаны в 1983-1986 гг. А потом словно иссяк источник вдохновения.
Башлачев и Троицкий
Однако в 1984 году Башлачев еще полон сил, и его творчество восхитило Артемия Троицкого, к тому времени уже маститого музкритика:
"То, что спел Башлачёв, произвело на меня самое сильное впечатление из того, что я вообще когда-либо слышал на русском языке и из уст своих современников. «
Троицкий убеждает его, что необходимо выбираться из Череповца и начать выступать.
Воодушевленный Троицким, Башлачев увольняется из газеты, уезжает из родного города, мотается между двумя столицами, записывает свои песни в домашней студии в Москве, начинает давать так называемые квартирники в Москве и Ленинграде. Это очень яркий период в биографии Александра Башлачева.
Этой пластинки Саша не увидел
На его руке появляется индийский браслет с колокольчиками, он не расстается с ним во время выступлений. Этот символ появляется и в его поэзии, в песне «Время колокольчиков», самой известной из башлачевских:
Что ж теперь ходим круг да около
На своем поле как подпольщики?
Если нам не отлили колокол,
Значит, здесь время колокольчиков.
СашБаш (таково его прозвище) востребован, его приглашают выступать с различными группами, однако по-прежнему у него нет собственного коллектива, нет своего угла, нет постоянной работы. В 1985 году на студии в Ленинграде Башлачев записал альбом «Третья столица», а через год окончательно выбрал Ленинград местом жительства, где вступил в местный рок-клуб. Чтобы его не привлекли за тунеядство, он фиктивно работает в коммунальном отделе Мосрайсовета Ленинграда, а потом в знаменитой всем котельной «Камчатка» на Блохина, 15 в Питере (теперь там клуб-музей) вместе с Цоем и другими рокерами.
На «Камчатке»
Кстати, однажды он честно отпахал ночную смену в кочегарке, и наутро пришедшие застали его перемазанным, страшно уставшим. Он сказал, что понял: он не кочегар, он сумасшедший поэт.
Башлачев работает над созданием особого, русского стиля в роке, ищет национальные формы для выражения русской души:
"...корень рок-музыки - это корень человеческой души. И мы в своё время не поняли, что запутались в рукавах чужой формы. Я просто хочу сказать, что надо искать корень своей души. Каждый должен поискать корень своей души. Мы живём на русской земле, и мы должны искать корень свой, русский..."
В 1986 году он почти совсем перестает писать стихи и новые песни. Его приглашают выступать, записывать альбомы, но он не может. Башлачева мучит, что вся его слава - заслуга прошлых лет, а в настоящем он ее не достоин. Башлачев много пьет в это время, следом за алкоголем появляются наркотики...
Официальная жена у Александра Башлачева была одна, и то фиктивная. Как вспоминали друзья, у Саши было много романов, но на пятом курсе УрГУ Башлачёв познакомится с Татьяной Авасьевой, с которой они проживут в гражданском браке несколько лет и у них родится сын Иван, который умрет в младенчестве.
Авасьева и Башлачев
Ему потрясенный отец посвятит стихотворение «Ванюша», пронзительное, напоминающее народную песню-плач. В 1985 году он заключает фиктивный брак с Евгенией Каменецкой, которая живет в Петербурге по адресу: проспект Кузнецова, д.23, кв. 281.
Башлачев и Каменецкая
В феврале 1986 г. он узнает о смерти сына, порывает отношения с Татьяной Авасьевой и практически сразу же дарит обручальное кольцо Светлане Аваковой, но и с ней расстается через несколько месяцев - жить с ним очень непросто. Смерть Ванюши, проблемы в личной жизни Александра Башлачева становятся причиной его нервных срывов. Саша звонит Светлане, пробует ее вернуть, но тщетно. Менее чем через месяц он знакомится с Анастасией Рахлиной, которая станет матерью его ребенка, сына Егора, правда уже после смерти Башлачева.
Саша и Настя
Насте потом с воспитанием сына очень помогли родители Александра. Сегодня информации о сыне Егоре Башлачеве в сети практически нет, известно лишь, что он живет в Череповце.
Настя и Егор
Анастасия работала журналистом, на радио, потом в православном издании.
Анастасия в последние годы жизни
В 2018 году приняла постриг под именем Иулиании, в том же году скончалась от онкологического заболевания. Похоронена в Череповце.
1987 год был очень сложным для Александра, он понимает, что иссяк как поэт. Он находится в глубокой депрессии, доводит себя до истощения, практически до цинги, но отказывался есть, отказывался петь. Его приглашали сниматься в кино - он срывал съемки, уехал из Питера в Комарово, где играл на двуручной пиле, пил, курил траву.
Дача Линник в Комарово
Она напрямую обвиняла некую Ирину Линник (этой музы питерского рока тоже нет в живых) в том, что та подсаживает на наркоту и псилоцибины ее Сашу, хотя тот раньше относился к «дури» отрицательно.
В начале 1988 года Александр дал несколько концертов в Москве, его принимали отлично. Анастасия была беременна, нужны были средства, а у него не было ничего. 17 февраля он должен был приступить к съемкам фильма «Город» по сценарию «митьков», но утром этого дня Башлачев выбросился из окна квартиры на проспекте Кузнецова.
Дом, из окна которого выбросился Башлачев
Причиной смерти стало падение с 8 этажа, лицо было сильно изуродовано.
Смерть Саши потрясла всех, кто его знал. Сергей Фирсов, вспоминал, что по каким-то причинам расследование затянулось, и похороны Александра Башлачева откладывались целую неделю. Всю эту неделю, говорил Фирсов, его друзья страшно пили, заглушая горе.
Памятник Башлачеву
Башлачев был похоронен на Ковалевском кладбище Санкт-Петербурга. В могилу положили гитару. На похороны пришли все его друзья-питерские рокеры.
Гитара в могиле
Несмотря на самоубийство, Сашу отпели по православному канону. Многие рокеры посвятили ему песни, о нем сняты фильмы, посмертно изданы альбомы его песен, в Череповце открыт музей Башлачева.
В Череповце
А на здании череповецкой филармонии сегодня установлен бюст Башлачёва.
Памятник Башлачеву
В Петербурге уже создан макет памятника певцу, только пока он стоит в мастерской, на краудфандинговой платформе идет сбор средств на установку его на берегу Невы. Автор памятника Мария Иванова-Очерет. Правда, семье Башлачева памятник не понравился, мать Александра сказала, что он запечатлевает мальчика с гитарой, а ее сын был мужчиной, поэтом с большой буквы.
Этот человек стал легендой русского рока, на его творчестве выросло целое поколение, его стихи вошли в сокровищницу российской музыкальной поэзии.
Наталья
Моего времени, моего Ленинграда.
Столько боли в стихах, тяжелая ноша…
Суфия
Татьяна